Шелковый путь Коуволы

Так случилось, что сравнительно молодой финский город Коувола, основанный в 1875 году, как важный железнодорожный узел, стал логистическим центром нового Шелкового пути из Северной Европы в Китай.
Здесь реализуется первый финский крупномасштабный проект Rail Road Terminal, подразумевающий создание крупнейшего интермодального терминала Северной Европы, огромного грузового транспортного парка (407 Га), где будет представлено 200 компаний. Инвестиции в проект составили 50 млн евро.
Географические преимущества Коуволы:
50 минут до порта Хамина/Котка
1 час до российской границы
1.20 минут до Хельсинки
2.20 минут до Санкт-Петербурга
12 дней до Сианя (КНР)
Через железнодорожный узел Коувола современные караваны поездов будут направляться по всей Финляндии, в Северную Швецию, Норвегию, а также на Восток — через всю Россию, Казахстан в Китай. Дорога займет 12 дней.
В ходе пресс-тура, организованного совместными усилиями Norvista Travel & Trade GmbH, СПбТурКит и Visit Kouvola, журналисты узнали, как пограничная железнодорожная станция Евросоюза готовится стать «воротами в Азию».
Кстати, в последнее время Коувола успешно развивает связи с Китаем. Недалеко от города даже открыт «Китайский торговый центр» (Nordic Chaina center), достигнуты договоренности о крупном экспорте свежезамороженной свинины и других продуктов в КНР.
В настоящий момент идет активное строительство ангаров и развязок мультимодального терминала, который соединит разные виды транспортного сообщения для оптимальной доставки грузов в разные точки мира. Суперсовременный хаб сможет обслуживать контейнерные поезда длиной в 1 километр.
В следующем году железной дороге Хельсинки – Санкт-Петербург исполняется 150 лет., к этой дате готовится ряд официальных мероприятий, в том числе запуск трансконтинентального проекта Шелковый путь.
А, как известно, вслед за товарными поездами последуют туристические.
Что же может предложить Коувола туристам?


Сегодня в Коувола есть все, что может удовлетворить запросы любых категорий туристов – великолепная природа (450 озер, ручьи и реки Кюмийоки), национальный парк Реповеси, дендрарий Арборетум Мустила, свой объект Всемирного наследия ЮНЕСКО – «Верла», огромный парк развлечений Тюккимяки. В округе сохранилось около 30 исторических усадеб, а также интересные здания казарм императорской России и заводских корпусов, которые нашли сегодня новое применение.
Есть общественные дома и жилые районы, спроектированные самим Алваром Аалто.
Для гостей построено несколько многоэтажных отелей в центре города, в его окрестностях – более 7 000 коттеджей, есть возможность разместиться в стилизованных деревенских домах или  старинных усадьбах, а также кемпингах и летних лагерях.


Для любителей активного отдыха в Коувола создано 8 спортивных центров, 4 ледовых арены и 5 бассейнов, более 110 клубов и спортивных секций, 110 км освещенных лыжных трасс, 292 км велосипедных дорог и 350 км природных маршрутов.
К сезону водных прогулок 2020-го года откроется новый водный путь – канал Кимула, который соединит озёра Коувола с водным бассейном Пайянне.
Ежегодно Коуволу посещают сотни тысяч однодневных туристов, в основном из России, прибывающих на шоппинг или транзитом по пути к отдаленным местам отдыха на природе. Что касается зафиксированных ночёвок в отелях Коуволы, то это порядка 135 тысяч, из этого числа 80% приходится на внутренних туристов.


Большинство туристов прибывает в Коувола на поезде, например, из Хельсинки они курсируют почти каждый час, не говоря про направления Йоэнсуу и выборгское, только наш Аллегро останавливается здесь только 8 раз в день.
По сути, железнодорожный вокзал (рядом расположен и автобусный) – это центр города, сразу от него начинается пешеходная улица, ведущая к рыночной площади.
Самый первый туристический объект на этом пути тоже имеет отношение к нашей теме -музей железнодорожных макетов «Семафоро» – творение осевшего в Коувола швейцарца Эрвина Стэмпфли, страстного коллекционера игрушечных поездов.
Целую комнату Эрвин отвел под макет симпатичного собирательного европейского города с железнодорожной станцией, депо и тоннелями, где нескончаемым потоком курсируют поезда разных стран и эпох.

Можно часами сидеть напротив реалистичного макета, выполненного в масштабе 1:87, и наблюдать, как поочередно проносятся петербургской фирменный Репин, бело-красный финский Интер-Сити, экспресс франко-немецкой компании Thalys Tin-Tin и американский рэтро-поезд Пенсильвания.
В коллекции музея примерно 30 разных поездов из восьми стран, некоторые уже сняты с маршрутов, но в фантазийном городе господина Стэмпфли они по-прежнему радуют публику.

Любопытный момент — когда к платформе прибывает Сапсан, из громкоговорителя звучит традиционное объявление на русском языке, во время приближения экспресса SNCB – на французском, двухэтажного швейцарского поезда – на немецком и т.д.
«Семафоро» очень популярное место в городе еще и благодаря жене коллекционера — Марье-Леене Хейнола-Стэмпфли, которая держит кафе Онкапанну при музее. Пока дети наслаждаются железнодорожной историей, их родители могут выпить чашку чая с домашней выпечкой и отдохнуть за уютным столиком.


Недалеко от центра Коувола на Varuskuntakatu находится Музейный квартал – самая очаровательная часть города, сохранившая атмосферу его исконной железнодорожной истории … Большая часть этих деревянных домов была построена в начале 1900-х годов для семей железнодорожников, машинистов паровозов, инженеров и других специалистов, обслуживающих важный транспортный узел царской России.
Сегодня этот район имеет статус памятника и высокий культурный имидж, о чем свидетельствует построенное по соседству в 1987 году Kuovola Talo – сложный комплекс зданий в стиле пост-модерна (архитектор Эркки Валовирт), объединивший мэрию и музей.


Как видно, на схеме Дом Коувола имеет замысловатый план и изломанный фасад – специалисты насчитали в нем 84 угла, тем не менее, он считается одним из самых красивых архитектурных сооружений Финляндии.
В Kuovola Talo на Varuskuntakatu, 11 разместились главные музеи города под единым брендом Poikilo. В объединение входит Художественный музей, где проводятся выставки современного искусства, краеведческий музей города Коувола и галереи временных выставок Коута и Пойкило. Во внутреннем сквере «угловатого здания» находится открытый амфитеатр, где летом устраиваются представления, церемонии и прочие общегородские мероприятия.
Вход музеи объединения Poikilo – 7 евро, для детей до 18 лет – бесплатно.


Летом 2019 года мы стали свидетелями замечательной выставки в Kuovola Talo «Разрушители мифов и путешественники», рассматривающей традиционные вопросы о происхождение финнов, единстве нации и величие просвещения на примерах Коуволы. Сто лет назад гражданская война разделила финнов на два лагеря – также было и в Коувола.
Среди всех финских городов она была пионером в развитии школ и библиотек, но насколько бесспорным было это просвещение? Экспозиция дает ответы на многие вопросы, и они не однозначны. Например, павильон Финляндии на парижской выставке 1900 года, созданный в формате 3D медиа-лабораторией университета Aаlto, заставляет зрителя поразмыслить над тем, какая картина финской самобытности создавалась 100 лет назад и почему.


Жизнь в регионе Кюменлааксо была на удивление интернациональный всегда и оказывается, 100 лет назад тоже. Постоянно совершались переезды в Коувалу и из Коувалы. Выставка рассказывает, например, как из Санкт-Петербурга в Куусанкоски перебралась Альма Пиль – талантливый ювелир фирмы Фаберже, а из Элимяки в Копенгаген, а затем в Америку уехал изобретатель Эрик Тигерстед. Известно также, что из-за Зимней войны из Выборга в Коуволу был перевезен завод Пипула. Эти и многие другие истории подтверждают постоянное движение в регионе. Бурная миграция продолжается и по сей день, а с развитием транспортных путей и возможностей это движение станет еще активнее.


А еще в рамках выставки «Разрушители мифов и путешественники» экспонируется уникальная Наглядная карта Европейской России, составленной М.И. ТомасикомЪ, дополнена и издана кружком учителей под редакцией В.В. Урусова. Эта карта на Нижегородской Всероссийской выставке 1896 года была награждена специальным дипломом.
Масштаб; 1 англ. дюйм к 50 верстам. Сохранность великолепная! Проработка деталей, границы губерний, рисунки-обозначения народов, производств, ремесел, словом, богатств России вызывает восхищение. Картинками на карте отмечены фабрики и заводы, природные ресурсы, где что производилось и выращивалось и т.д.
При внимательном рассмотрении, оказалось, что Коувола на дореволюционной карте почему-то не отмечена, хотя в том месте, где пересекаются железнодорожные ветки Выборг — Гельсингфорс и Санкт-Михеля (Миккели) — Котка на реке Кюмень, она точно есть!
Карта, несомненно, заслуживает самого детального изучения, так как она в доступной и художественной форме показывает политическое и экономическое состояние Российской империи в конце XIX века


Продолжаем прогулку по Музейному кварталу Коувола, который прекрасен сам по себе, но если заглянуть в некоторые старинные дворы, то можно, буквально, переместиться во времени. Я про Музей быта и радио, занимающий два симпатичных домика, построенных по заказу Государственной железной дороги в начале 1900 года. Основу Kouvolan Radiomuseo составила богатейшая коллекция местного радиолюбителя Весы Харси.
На полках в три этажа представлено более двухсот радио, от небольших радиоприемников 20-х годов прошлого века, массивных ламповых агрегатов до изящных деревянных корпусов радио 60-х годов. Отдельные стеллаж посвящены военному радио и это самая большая экспозиция Финляндии — радиопередатчики разведчиков, шпионские радио, радиоприемник Гитлера, Маннергейма и т.п.


В другом домике разместился музей быта жителей Коувола разных эпох. Экспозиция составлена по принципу жилого дома зажиточного горожанина, в котором есть комнаты в стиле 1920-х, 1930-х, 1940-х, 1950-х и 1960-х годов, обставленные соответствующими времени мебелью, светом, аудио-техникой, телефонами, оформленные текстилем и утварью тех лет. На стенах картины, в сервантах и на этажерках подсвечники, фарфоровые вазочки и прочие декоративные предметы явно привезенные из Санкт-Петербурга. Возле окна стоит швейная машинка «Зингер», широкий комод украшают настольные часы из Германии, книги и рождественский Санта Клаус из Швеции.
Саквояжи, чемоданы, дорожные сюртуки, картонки – все свидетельствует о частых передвижениях жителей Коуволы, а разноплановые вещи декора интерьеров их домов — об активном товарообороте в самом городе.
Музей быта и радио находится на Pajaraitti 1. Стоимость билета – 5 евро, детям – бесплатно.
В других домах Музейного квартала Коувала разместились мастерские ремесленников и художников, магазинчики и уютные кафе со столиками в саду.

Музей быта и радио в Музейном квартале Коувала.

Одна из исторических достопримечательностей города Кasarmialue в районе Корреа — место, связанное с российской историей. В 1911-1914 гг по приказу императора Николая Второго здесь были построены казармы для гарнизона Коувола, защищавшего мост через Кюмийоки, по которому проходила железная дорога Хельсинки-Петербург. Сегодня сохранилось 30 зданий из красного кирпича: в бывшем «офицерском клубе» расположился ресторан, а в гарнизонной столовой – ресторан «Касарминравинтола», в других помещениях разместились многочисленные офисы и жилые дома в английском стиле. По территории Кasarmialue проводятся экскурсии, которые лучше заказать заранее через Visit Kouvola.
Нынешним летом на территории района Корреа проходит Асунтомессут (Asuntomessut — дословно «ярмарка жилья» — фин.) – самая масштабная выставка страны, посвященная культуре быта и качеству жизни. Под строительство участникам проекта была выделена уникальная площадка – заповедный парк Пионеерипуйсто на фоне старинных казарм русского гарнизона. Проектировщикам удалось вписать современные элитные коттеджи в историко-природный ландшафт на берегу реки Киюмийоки и таким образом, вдохнуть новую, креативную жизнь в окружающую музейный объект среду.

Конечно, это очень финская история, но некоторые элементы дизайна интерьеров и придомовых территорий навеяны иноземными настроениями. Например, горбатый мостик, ведущий в дом из сада, очень напоминает китайский или японский парковый аналог или террасные чилауты, развернутые на пушистых коврах с подушками и низкими восточными столиками и напольными пуфами – типично восточная история.
Таким образом, Шелковый путь уже начинает выполнять свою миссию и продолжает развивать космополитичные традиции Коувола – обогащение идеями, технологиями, дизайнерскими решениями, культурными достижениями и т.д. Что же, было бы во благо!

Тренды жилищной выставки Asuntomessut в Коувола

Завод Верла – сокровище финской культуры