Особенности приема китайских туристов в Гатчине

В ходе конференции для участников информационного тура «Усадьбы и крепости Ленинградской области» состоялся разговор о проблемах развития туризма в Гатчине петербургских журналистов с представителями администрации Гатчинского района, отвечающими за развитие туризма,  представителями гостиничного бизнеса, объектов питания. В частности, речь шла и о китайских туристах.

По словам заведующей отделом гостеприимства ГМЗ «Гатчина» Ольги Писаревой, ежегодно Гатчинский дворец посещает 140 тысяч туристов год, из них 15% иностранцы, китайских граждан – всего несколько тысяч. Минувшим летом их было около 30 групп и несколько зимой. Обычно это туристы из Тайваня, которые всегда прибывают в одно и то же время – 16.00, видимо, до или после самолета.

Действительно, когда вечером того же дня мы пришли на экскурсию во дворец, то встретили там большую группу тайваньских туристов.

У дворца не возникает никаких проблем с этими организованными группами. «Я лично беседовала с азиатскими туристами и выяснила, что им нравится, как работают наши гиды, нравятся абсолютно те же вещи, что и другим посетителям –  камерность дворца, его Белый зал, Верхняя Тронная императора Павла I, Парадная опочивальня, подземный ход. Хотелось бы, чтобы таких туристов было больше», — говорит Ольга Писарева.

Сегодня в Гатчине действует 11 гостиниц с небольшим номерным фондом, и принять группу одного туристического автобуса (30-50 человек) становится для них весьма проблематичным.

Начальник сектора содействия и развития туризма Гатчинского муниципалитета Ольга Приходько заметила, что в отелях Гатчины в последнее время стало больше гостей из Юго-Восточной Азии, но этот факт мало радует отельеров, поскольку китайские туристы очень специфичные и гостиницы их не любят. Почему?

«Потому что они приезжают со своим гидом, своей едой, шумят, создают проблемы во время завтрака… Я знаю случаи, когда заезжает группа из 10-15 китайских граждан, и гостиница уже закрывается для других туристов, чтобы не дискредитировать себя.  Даже с небольшими группами этих туристов гостиницам очень тяжело работать», — говорит Ольга Приходько.

На конференции также говорилось о том, что в настоящее время правительство Ленобласти обсуждает возможность строительства в Гатчине большого, современного отеля на 1000 номеров, способного принять несколько автобусных групп и, надеемся, удовлетворить запросы всех категорий туристов.

На следующий день у журналистов была возможность посетить некоторые отели Гатчины и напрямую выяснить, с какими проблемами они сталкиваются, принимая китайских туристов.

Первым был отель «Нестеров» (24 номера, интересный авиа-дизайн, приличный сервис).

Директор ресторана этого отеля Сергей Ласточкин имеет положительный опыт работы с группами туристов из самых разных стран и умеет удовлетворить пищевые запросы «хоть индусов, хоть китайцев». Происходит все следующим образом: принимающие турфирмы заранее заказывают в ресторане завтраки для своих туристов, оговаривая некоторые пищевые особенности и предпочтения.  Например, в ассортименте буфета для китайских туристов обязательно должен присутствовать отварной рис и жареная кура, нарезанная маленькими кусочками. Вот и вся разница!

Не видят особых проблем с обслуживанием китайских групп и в отеле Гатчина 4* (74 койко-места). По наблюдениям сотрудников, во время завтрака китайские туристы просят не делать салаты, они предпочитают есть овощи (огурцы, томаты, зелень), по отдельности. Между прочим, томат в Китае относится к сладким ягодам, маленькие помидорки целиком принято подавать вместе с десертами.

Еще одно пожелание касается блинов и русской традиции заворачивать в них разные начинки. Китайские туристы просят опять же все разделять – стопка блинов и отдельно варианты топпингов. Они сами хотят решать, что им завернуть в блин и кстати, их  комбинация начинки будет весьма неожиданной для нас. Но в это разница культур и вкусовых предпочтений. «Конечно, у китайцев несколько иной застольный этикет, и чтобы не мешать им завтракать, и не смущать других туристов, мы стараемся кормить группу отдельно», — говорит администратор Оксана.

Что касается отеля «Столица», то в нем сейчас постоянно проживают турецкие военные, до этого — жили алжирские. «Если потребуется, без проблем примем и китайцев», — говорят сотрудники.

В новом хостеле «Настроение» (22 койко-места), за год существования китайских туристов вообще никогда не видели, зато они постоянно бронируются через Booking. Видимо, исключительно для получения визы, а селиться предпочитают в других отелях.

Ведомственная гостиница «Академическая» (104 койко-места), всем хороша и по количеству номеров, соотношению цена-качество и гибкости руководства, но есть одно «но» — приоритет в приеме собственных гостей и сотрудников предприятия. Китайских туристов здесь пока не принимали.

СПА-отель «Ингербургский», несмотря на мощную развлекательную и оздоравливающую составляющую не очень интересен китайскому групповому туризму, так как располагает всего пятью номерами.

Что касается отеля «Гарден Хаус» (29 номеров, 5 категорий), то это парадный отель Гатчины, расположенный в историческом здании — памятнике архитектуры второй половины XIX века, полностью реконструированном в 2005 году.  Из окон гостиницы открываются красивые виды с одной стороны на императорский дворцово-парковый ансамбль, с другой – на Покровский собор.  Ресторан отеля «Павел I» активно эксплуатирует в своем интерьере императорскую тему.

На всех информационных ресурсах отель подчеркивает, что в цену номера включен  «континентальный завтрак», судя по табличкам в ресторане, он уже имеет опыт работы с китайскими туристами и пытается найти с ними общий язык.

По наблюдениям всех отельеров, китайские туристы едят с помощью европейских приборов, иногда пользуются собственными палочками.

Думается, было бы неплохо включать палочки в сервировку. Расходы на их закупку не велики, но этот знак внимания и уважения к чужой культуре будет воспринят с энтузиазмом.

Наши отельеры порой недооценивают китайских потребителей. Напрасно! Они давно приучены путешествовать по своей стране, и имеют представление, каким должен быть отель и сервис в нем.

Даже в самой дальней провинции я видела и жила в очень хороших отелях (4*), с великолепным качеством кроватей, белья, минимальным износом мебели, сантехники, чистотой во всех местах и смыслах. Единственная неприятность – иногда встречались прокуренные номера, впрочем, есть некурящие этажи и вообще сегодня наблюдается тенденция к ограничению этой пагубной привычки в КНР.

Отправляясь в Россию, группы китайских туристов проходят инструктаж, как вести себя в нашей стране, с какими сложностями они могут столкнуться, особенности питания и т.д. Как любой предусмотрительный турист, они берут с собой необходимый набор медикаментов и спасительных полуфабрикатов. Увы, китайский желудок не может долго переваривать русскую пищу, так же как и наш – китайскую. Это данность, которую надо принять и относиться с пониманием.

Стоит учитывать высокую дисциплинированность китайских групп и неукоснительное следование рекомендациям гида. Все принимающие организации в России ведут взаимодействие с группой и пытаются как-то влиять на нее только через гида. Пока это единственный способ коммуникации.

Сегодня на отельном рынке СПб наблюдается три сценария работы с китайским рынком: первый — не хотим принимать и не будем; второй – хотим, но не знаем как и третий – вникаем, изучаем, получаем дивиденды. Отелей, действующих по третьему сценарию еще мало, но «лиха беда начало»!

По итогам делового общения туристические власти Гатчины заинтересовались новой программой петербургских специалистов по обучению отельеров вдумчивой работе с китайскими гостями и выразили желание провести пробный семинар-тренинг на своей территории.