Что приносят России китайские туристы?
Временно исполняющий обязанности генерального консула КНР в Санкт-Петербурге господин Чжан Вэй:
В настоящее время китайско-российское сотрудничество в сфере туризма развивается быстрыми темпами. Увеличивается объем контактов между людьми, неуклонно растет число взаимных визитов, совершенствуется механизм туристического обмена, обогащается содержательная часть сотрудничества, становится все более разнообразной форма продвижения туристических услуг. Российско-китайское сотрудничество в сфере туризма стало новым заметным достижением во всестороннем стратегическом партнерстве между Китаем и Россией в новую эпоху.
Туризм является движущей силой развития мировой экономики. Китай обеспечил устойчивый и растущий турпоток для развития мирового туризма и внес мощный движущий импульс. В 2018 году рынок выездного туризма Китая продолжал свое быстрое развитие. Количество выезжающих туристов за год составило 149,72 млн, увеличившись на 14,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это позволило Китаю и дальше сохранять свою позицию крупнейшей в мире страны выездного туризма. Число граждан Китая, посетивших Россию, достигло 2,037 млн, таким образом для России Китай является одной из крупнейших стран въездного туризма.
Число китайских туристов, посетивших Санкт-Петербург в 2019 году, достигло 1,3 млн, занимая первое место среди иностранных туристов в Санкт-Петербурге. Масштабный, все более тесный и обладающий хорошими перспективами туристический обмен, обеспечивает развитие туристического рынка и отрасли, чем содействует укреплению туристического сотрудничества между двумя странами. Согласно статистике, в 2018 году Россия заняла 9-ое место среди 20-ти самых популярных у китайских туристов направлений.
Благодаря постоянному расширению взаимных визитов, туристический обмен между двумя странами приобрел новые характеристики. Высокий туристический сезон для китайских туристов в России больше не ограничивается периодом с июля по сентябрь. Все больше и больше китайских туристов направляются в Россию чтобы испытать так называемое ледово-снежное путешествие в период непосредственно до и после китайского Праздника Весны. Снежные и полярные туры очень популярны на рынке, а туризм в Россию приобрел внесезонный характер. Согласно данным пограничной службы России, количество китайских туристов в России в первом квартале 2019 года составило 342 т. человек, рост составил 17%по сравнению с анологичным периодом прошлого года.Что касается формы тура, то более половины туристов путешествуют групповыми турами. При этом заметно растет доля индивидуальных туров. Такие турпродукты как семейные туры для небольших групп от 2 до 6 человек, туры серии «Одна семья – одна группа» пользуются популярностью у туристов. Туристические интересы и запросы туристов имеют тенденцию к расширению и углублению. Все больше и больше китайцев, особенно молодого поколения, проявляют интерес к природным рекреационным ресурсам, а также истории и культуре России. Они выбирают для посещения такие места, как Москва, Санкт-Петербург, Дальний Восток, Кавказ, Мурманск и другие.
Стремительный рост числа китайских туристов придал мощный импульс экономическому развитию России. День ото дня увеличивается стимулирующая роль китайского туризма в сфере развития городской экономики, социальной занятости, культуры и окружающей среды.
На российском Восточном экономическом форуме, состоявшемся в прошлом году, глава Федеральной таможенной службы РФ заявил, что по объему покупок по системе TaxFree китайские туристы занимают первое место среди иностранных туристов в России. С момента начала реализации системы TaxFree в России в апреле 2018 года было обработано более 74 000 документов о возврате налогов. Среди них 32 000 документов по возврату налогов были обработаны в 2019 году на общую сумму более 1,8 миллиарда рублей. 70% документов из этого количества были получены от китайских туристов. РИА Новости сообщает, что во время чемпионата мира по футболу в России в 2018 году сумма беспошлинных покупок китайских туристов достигла около 670 млн рублей, что составляет 70,8% от общей суммы беспошлинных покупок, совершенных иностранными туристами.
По словам ответственного лица российской Туристической Ассоциации «Мир без границ», в 2018 году число китайских туристов в России превысило два миллиона. Российские аэропорты, отели, рестораны, транспортные компании, музеи и торговые центры получили огромную прибыль. Годовой доход России за предоставленные только китайским туристам международные транспортные услуги составил около 36 миллиардов рублей, из которых доход за комплексные услуги аэропортов составил 1,3 миллиарда рублей. РЖД получает 15 миллиардов рублей в год. Российская автосервисная компания на приеме только китайских туристов имеет доход в один миллиард рублей ежегодно. Китайские туристы приносят семь миллиардов рублей в год за свое проживание (гостиницы, отели и т. д.). Подсчитано, что каждый китайский турист в среднем посещает четыре музея, тем самым генерируется доход российских музеев размером не менее 2,5 миллиардов рублей в год. В розничной системе, согласно статистическим данным ЦУМов, ГУМов, 19% всей выручки приходится напокупки китайских туристов. В 2018 году продажи люксовых товаров в России достигли рекордного уровня. Основной причиной является быстрый рост числа китайских туристов, посещающих Россию. В дополнение к русскоязычному и англоязычному сервисам, крупные торговые центры в Москве и других городах специально внедрили консультационные услуги по шоппингу на китайском языке, чтобы привлечь больше китайских туристов. По оценкам, в 2019 году китайские туристы потратили в России более 70 миллиардов рублей. Приведенные выше данные показывают, что быстрый рост числа китайских туристов значительно способствовал пополнению государственного бюджета и экономическому развитию России.
В будущем Китай и Россия будут продолжать повышать уровень сотрудничества и вносить все больше общей «китайско-российской мудрости» во многих областях: например, таких как строительство туристической инфраструктуры, содействие развитию туризма, регулирование туристического рынка, инновации в сфере развития туристической продукции, безопасность и качество услуг в сфере туризма, стимулирование инвестиций в туризм.