«Право на грядущее»: революция в изобразительном искусстве

Масштабный международный проект к 100-летию Октябрьской революции 1917 года «Право на грядущее»  открылся в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков на набережной канала Грибоедова, 103.

Живописные, графические и скульптурные произведения, многочисленные инсталляции, арт-объекты и видео-арт представляют разные художественные воплощения революции, понимаемой как метафора.

Проект объединил более 60-ти современных художников. Это российские мастера: Эрик Булатов, Константин Батынков, Анатолий Осмоловский, Георгий Пузенков, Виталий Пушницкий, Иван Плющ, Ирина Дрозд, Александр Дашевский, Керим Рагимов, Кирилл Челушкин, Хаим Сокол, Данила Ткаченко; греческие художники: Димитрис Мератзас, Натасса Поуланца, Элли Крисидоу, Антигони Каввата, Вениа Димитракополоу; итальянские авторы: Нино Мильори, Renzogallo, RosenClaire, Паоло Леонардо, Соня Роуз и многие другие.

Среди участников экспозиции: классики искусства второй половины ХХ века, известные мастера и молодые представители арт-сцены, и у всех –  собственный взгляд на образ современного и будущего устройства мира, на историю преобразований и революций.

На предпоказе собрался петербургский бомонд и гости – делегации из Италии и Кипра.

«Тема революции имеет много аспектов. Кто-то воспринимает ее образ как жернова человеческих судеб, а кому-то, как например футуристам, в ее пламени виделась очищающая энергия жизни, отблески всемирного благоустройства и счастья. Именно поэтому в данном проекте революция показана шире, чем конкретное событие», – отметила директор МИСП Марина Джигарханян.

Выступающие говорили о великой движущей силе революции и ее неизбежном влиянии на общество, о ее горьких уроках и важных выводах, которые не позволят нам повторить страшные страницы истории. Также отмечался высокий уровень экспозиции, качество и разнообразие работ.

Одиссей 1989, Афоничев В.Ф.

В экспозицию выставки вошли произведения из коллекций Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного центра современного искусства / ГМВЦ «РОСИЗО», Института визуальных искусств Гаруццо в Турине (IGAV), Государственного музея современного искусства в Салониках, Anna Nova Art Gallery, Marina Gisich Gallery, Нового музея Аслана Чехоева, Pechersky Gallery.

Проект подобного масштаба, организованный в сотрудничестве с Министерством иностранных дел Италии, Генеральным консульством Италии, Генеральным консульством Кипра, Итальянским институтом культуры, представляется чрезвычайно важным и престижным для культурной жизни Санкт-Петербурга. По своей креативности, смелости и широте взглядов – это, пожалуй, один из лучших выставочных проектов города, подготовленных к 100-летию революции.

Инсталляция «Портреты мертвых революционеров», А. Осмоловский

Смысл этой инсталляции автор – художник Анатолий Осмоловский поясняет так: «Современному художнику всегда предъявляется претензия, что он не может сделать руками реалистический образ. И вообще его обвиняют в чисто умозрительном творчестве. И поэтому вопрос «Это вы сделали?» – это вопрос мне как художнику. Проект состоит из трех групп. Первая: Карл Маркс (основатель), Фридрих Энгельс (последователь), Михаил Бакунин (оппонент). Вторая: Ленин (основатель), Сталин (на выбор последователь или оппонент), Троцкий (на выбор последователь или оппонент). Третья группа: Мао Цзедун (основатель), Хо Ши Мин (последователь), Че Гевара (оппонент). Это означает три периода революций: первый – революции 1Х века. второй – период русской революции, третий – революции 60-х годов ХХ века».

Световой арт-объект “Сперматозоид Ленина”, В.Козин.

А вот светильник «Сперматозоид Ленина», который сам автор – Владимир Козин комментирует: «Как известно, у Ленина не было детей. Потому что всю свою неудержимую сексуальную энергию Владимир Ильич не тратил на Надежду Константиновну и Инессу Арманд, а сублимировал в апрельские-мартовские тезисы в декреты, в полное собрание своих сочинений в пятидесяти томах, в Великую Октябрьскую социалистическую революцию и планы ГОЭЛРО, в построение социализма, в борьбу с попами и мировую революцию… Трудно представить, скольких дам он мог осчастливить».

Под выставку “Право на грядущее” кураторы задействовали все пространства музея: четыре зала и небольшие закутки, лестничные марши, подвал и даже двор-колодец. Везде  зрителей ждут сюрпризы и удивительные произведения современного искусства.

Инсталляция «Sol Invictus» – Праздник непобедимого солнца, В. Ремишевский.

В течение целого месяца в рамках выставки будут проходить: экспериментальные спектакли, мастер-классы, лекции, кинопоказы, а также специальная детская программа.

26 октября в музее состоится встреча с греческими художниками – участниками проекта «Право на грядущее».  Антигони Каввата и Александрос Маганиотис расскажут о творчестве и своём видении Революции.

А 29 октября запланировано творческое занятие и авторская игровая экскурсия для детей по выставке «Право на грядущее». Произведения искусства революционной поры всегда несли в себе утопические идеалы жизнестроительства. Художники, пропитываясь пафосом времени, предъявляли свои версии миропорядка, воспевая нового человека и города будущего. Но активное самоосмысление, интерес к новому и несогласие с правилами старшего поколения – это то, что объединяет революционные порывы с периодом юности и отрочества. На занятии  участники познакомятся с экспозицией одноименной выставки, посвященной философскому и эстетическому осмыслению революции. И в творческой форме представят свой собственный проект «нового мира». Ведущий – историк, искусствовед Николай Комягин.

Счастливый конец, В.Козин

Спешите! Выставка продлится до 3 декабря 2017 г.

На фото заставки: Инсталляцию «Совок» демонстрирует автор –  Виктор Ремишевский с коллегой.